Сайт Георгия Мурого

На Соловки на лыжах

В 1998 году то в туристских эхоконференциях сети FidoNet, то среди моих знакомых стали звучать слова, что, мол, неплохо бы на Новый Год махнуть на Соловецкие острова прямо по льду. Когда стало ясно, что эти мысли звучат слишком уж часто, я накропал текст, который распространил по Fido 11 февраля 1999 года.

Сейчас, когда Белое море опять стало погранзоной, этот текст неактуален, но надеюсь, что он был кому-то полезным, и с нетерпением жду писем от тех, кому он помог (или помешал :-)


Не советую, гражданин, не советую, мнэ…
Съедят.
АБС «Понедельник начинается в субботу»

В последнее время я слышу, что то одна, то другая тургруппа собирается махнуть на Соловецкие острова на лыжах.

Удивляет, что все они представляют путь как, скажем, переход через Чивицкое озеро: встали на лыжи, вышли на лед, а далее - не промахнуться мимо цели путешествия, и не увязнуть в сугробах, идя по ровному ледяному полю.

Все это далеко не так!

Льды Белого моря - морские льды, и они живут собственной жизнью, не такой, как льды пресноводных озер.

Морские льды НИКОГДА не покрывают поверхность морей одним большим сплошным монолитным куском льда, увеличивающимся по толщине по мере крепчания мороза, как лед на лужах.

Я рекомендую прочитать следующую литературу:

1) Литературу о морских льдах.

Прежде всего это книги Николая Николаевича Зубова «Льды Арктики» (М., Изд-во Главсевморпути, 1945) или «Морские воды и льды»(М., Гидрометеоиздат, 1938), это Классика. Затем, например, книгу С. О. Кан (она популярная, может быть в любой библиотеке) или Арикайнен А.И., Чубаков К.Н. Азбука ледового плавания (М., Транспорт, 1987).

Последнюю ИМХО до сих пор можно купить в «Транспортной книге».(Примечание - текст написан в 1998 году :-) )

2) Литературу по ледовому режиму Белого моря.

Тут открываются богатейшие возможности для поиска, поскольку такая литература до недавнего времени была ДСП и имелась только в конторах, выдающих карты и лоции судоводителям (например, беломорским, мурманским, питерским и петрозаводским) и в учреждениях, изучавших это море.

При написании сего текста я воспользовался книгой Гидрометеорология и гидрохимия морей СССР, Том II Белое море, вып.1 Гидрометеорологические условия, Проект «Моря СССР», Л., Гидрометеоиздат, 1991. В Ленинке она есть.

3) Серьезные книги о людях, добиравшихся до Северного полюса.

Это книги Нансена, Пири, Ф. Кука, Шумилова, Шпаро.

4) Газеты за зиму-начало весны.

Там много пишут о рыбаках, унесенных на льдине в Белое море, которых пришлось снимать с помощью вертолета. Иногда пишут, что этих людей заставили оплачивать стоимость работы вертолета. (см. эпиграф - прим. О. Моренкова :-).

Вкратце, лед в море выглядит так.

От берега тянется достаточно широкая полоса примыкающего к берегу льда - припая. Припай пересекают трещины, идущие, чаще всего, вдоль берега - т.н. приливные трещины. Трещины, кстати, тоже могут быть не заметными под снегом. Потом припай оканчивается, и далее идет т.н. заприпайная полынья - пространство свободных ото льдов воды. С другой стороны все то же самое, а между берегами находятся т.н. ледяные поля - это скопления льдин, разных по толщине, по размерам и т.п. - их много.

Эти ледяные поля находятся под постоянным воздействием ветра, течения, приливов, даже проходящий над морем циклон может вызвать катавасию.

Результатом этих воздействий является подвижка льдов - все эти ледяные поля наползают одно на другое или на припай, трутся, льдины встают дыбом, стоит грохот. Зрелище очень красивое, если, конечно, наблюдать со стороны.

Этот процесс разрушения, наползания и т.п. при подвижках ледяных полей носит название торошения.

Потом ветер стихает или течения меняются, и ледяные поля начинает относить друг от друга.

Весьма красиво звучит фраза из «Азбуки ледового плавания»: «не форсировать перемычку на стыках ледяных полей, т.к., нарушив установившееся равновесие сил ветра и течений, действующих на ледяные поля, судоводитель рискует подвергнуть судно сжатию».

Есть также участки с постоянным зонами сплоченного и разреженного льда.

Читая книги Нансена и т.п., имейте ввиду, что в Центральной Арктике лед многолетний, за много лет он намерзся, поверхность его выровнялась, льдины смерзлись и стали как аэродромы, а льда в Белом море такого не бывает, максимум однолетний, и сильно торошенный.

С понятием возраста льда тесно связано понятие окраски - чем белее, тем прочнее.

Возраст льда, кстати, характеристика скорее не количественная, а качественная, и определяется по его цвету, поэтому ставить ногу можно только когда лед определенного цвета и толщины одновременно (дальше см. умные книги).

По формуле, приведенной у Зубова, получается, что человек может двигаться по морскому льду толщиной не менее 40 см.

Кстати, у морского льда есть одна неприятная особенность - любой груз, положенный на лед, рано или поздно его проломит. Конечно, чугунной чушке весом в тонну потребуется для этого очень мало времени, а килограммовой гирьке - несколько месяцев. Это к тому, чтобы не засиживались.

Фразы, надерганные из книги по Белому морю:

1) Перенос льда за половину приливного цикла в среднем в Онежском заливе - на 10-11 миль (19-20 км). Но при этом нахаляву съездить в сторону устья Онеги и обратно не получится - в ту же точку вы не вернетесь, да и вкусностей от торошения хватит.

2) Практические все припайные льды Онежского залива, как правило, представляют собой противотуристские заграждения из торосов вблизи края.

3) В Онежском заливе припай - почти самый широкий в Белом море.

4) «Особенностью Белого моря является наличие льдов различных возрастных градаций в течение всего ледового сезона на большей части его акватории. Остальную часть акватории занимают сравнительно однородные по возрасту припайные льды. Учитывая это, а также то, что в основной своей массе беломорский ледяной покров представлен наслоенными и торошенными льдами…» и т.п. То есть полно льдин, на которые нельзя наступать, да и не факт, что на остальные не придется карабкаться.

5) «Белое море, за исключением прибрежной части заливов, занятой припаем, в течение зимы покрывается дрейфующими льдами, в основном определяющими условия навигации.» Нырять с лодки будем?

6) Самый ледовитый месяц года - февраль, в этот месяц происходит основной прирост мощности льдов, в море преобладают белые и серо-белые льды (на которые уже можно наступать). В феврале дрейфующие льды имеют наибольшую сплоченность.

Дальше ледовый покров начинает уменьшаться, хотя освобождение моря ото льда заканчивается только летом.

Что еще можно нафантазировать про Белое море?

1) Высокие широты - значит, явление полярной ночи. Конечно, там не будет совсем уж темно, но световой день будет короткий.

2) Северное сияние - значит, радиосвязь может быть затруднена.

Итак, можно ли дойти пешком до Соловков? Можно.

Как мне сообщил Олег Моренков, имеется информация, что поморы ходили несколько раз с материка на Соловки, но при этом они использовали помесь саней и лодки. Потом эти переходы прекратились. ИМХО эти переходы были связаны только с «Соловецким сидением» (например, снабжение Соловков продовольствием или новостями), и в ходе репрессий после него поморов-туристов вполне могли казнить. А потом Петр разогнал цвет русского флота - поморов.

Выводы:

1) К походу на Соловки по льду надо готовиться, причем ОЧЕНЬ тщательно, отрабатывая все штатные и нештатные ситуации, прямо как к полету на «Челленджере».

2) Возможно, для перехода имеет смысл идти не со стороны Поморского берега, а со стороны Лямицкого, поскольку там пролив между Соловками и материком меньше. Правда, туда переться на лыжах больше ста км, да и, наверняка, полно вояк и погранцов да и «зон» тоже.

3) Переход надо делать только в феврале, и только в дни, когда приливные течения минимальные, что определить можно по Таблице приливов. Наверняка те поморы шли именно в такие дни. Желательно бы еще и циклоны отогнать подальше от Белого моря, но это у кого как получится.

4) Помимо штурмовой группы, должен быть штаб, хоть это кого-то может рассмешить. Штаб должен поддерживать связь с группой, передавать ей прогнозы погоды, а в случае чего - поднять МЧС на уши.

Неплохо бы еще заслать человека на сами Соловки для встречи группы. Самолеты летают.

5) Обязательное снаряжение:

6) Запас продовольствия должен быть не меньше, чем на неделю, хоть переход при идеальных условиях должен занять не более трех суток.

7) Если решите строить специальную лодку-всюдуход, рекомендую почитать книги для спасательной службы на водах (раньше - при ОСВОД, а ныне - при ГИМС МЧС).

У них есть задача С-3 - норматив по спасанию провалившихся под лед. В рекомендациях по выполнению этой задачи могут найтись полезные советы по конструкции плавсредств, способных двигаться по воде и по льду, и описание техники движения.